Jan. 15, 2021 268

Проект Закона Республики Узбекистан «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства», разработанный Бизнес-омбудсманом, размещен для обсуждения на сайте regulation.gov.uz под номером ID27864

Аппаратом Уполномоченного при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства проанализировано состояние дел в сфере государственного контроля предпринимательской деятельности.

В настоящее время сфера государственного контроля предпринимательской деятельности регулируется Законом «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов».

Указанный Закон принят 1998 году и не отвечает современным требованиям государственного контроля предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что Указами Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года № УП–5490 и от 15 марта 2019 года № УП-5690 укреплены правовые механизмы защиты субъектов предпринимательства и реформирован ряд механизмов государственного контроля, а также внедрены современные механизмы инициирования и проведения проверок деятельности субъектов предпринимательства.

В частности, внедрен механизм инициирования проверок деятельности субъектов предпринимательства на основе результатов системы «риск-анализа», предполагающей инициирование проверок, исходя из степени риска совершения соответствующим субъектом предпринимательства нарушений законодательства.

Вместе с тем, отменены такие виды проверок, как плановые проверки и проверки деятельности субъектов предпринимательства, проводимые в порядке контроля.

Однако, ввиду того, что принятый 1998 году Закон «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов» является устаревшим, появляется необходимость для принятия нового Закона прямого действия, отвечающего современным требованиям и предусматривающего новые современные методы осуществления государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства.

 

III. Содержание законопроекта

Проект закона состоит из пяти 5 глав, включающих в себя 43 статей.

Цель законопроекта – регулирование отношений при осуществлении государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства.

Законопроект предусматривает следующие основные положения:

1) определяются механизмы государственного контроля деятельности субъектов предпринимательства, в том числе конкретно определяются механизмы осуществления проверок деятельности субъектов предпринимательства, проведения мониторинга, осуществления анализа статистической и иной информации.

2) устанавливается осуществление профилактических мероприятий путем проведения правовой пропаганды на основании утвержденных контролирующими органами ежеквартальных адресных программ;

3) внедряется современный механизм координации госконтроля:

– все проверки подлежат обязательной регистрации контролирующими органами в Единой системе электронной регистрации проверок;

– регистрация осуществляется путем согласования проведения проверок с уполномоченным органом по координации проверок или его уведомления;

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 марта 2019 года уполномоченным органом определен Уполномоченный при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

– согласованию подлежат проверки, инициируемые на основе обращений физических и юридических лиц, сведений, представленных другими госорганами или их структурными подразделениямисведений, полученных из СМИ и других источников информации, о фактах нарушения законодательства;

– уведомлению подлежат проверки, определяемые Президентом Республики Узбекистан;

Перечень проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, утвержден Указом Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года № УП-5490.

4) определяются сроки проведения проверок:

– проверки финансово-хозяйственной деятельности – не более 30 дней;

– другие проверки, проводимые по согласованию – не более 10 дней;

– проверки, проводимые в порядке уведомления – устанавливаются решением Президента Республики Узбекистан.

5) устанавливается механизм самоотвода должностного лица контролирующего органа, если он:

является близким родственником учредителя, акционера, члена или должностного лица субъекта предпринимательства;

являлся должностным лицом субъекта предпринимательства в течение срока менее 3 лет до дня начала проверки;

имеются другие обстоятельства, которые могут вызвать прямую или косвенную заинтересованность в результатах проверки;

6) приложением к законопроекту определяется исчерпывающий Перечень контролирующих органов и их контрольных функций и устанавливается порядок, в соответствии с которым:

а) запрещается проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства органами и организациями, не приведенными в данном перечне;

б) проведение проверок деятельности субъектов предпринимательства органами и организациями, не предусмотренными в перечне, квалифицируется как незаконное вмешательство и воспрепятствование предпринимательской деятельности.

7) закрепляются права и обязанности при проведении проверок:

а) предпринимателей:

права – получение информации о законности проверки через Единую систему, приглашение представителей ТПП для осуществления мониторинга, фиксирование процесса проверки средствами фото-, аудио- и видеотехники и др.;

обязанности – предоставление информации по предмету проверки, обеспечение допуска проверяющих должностных лиц к объектам проверки и др.;

б) проверяющих должностных лиц:

права – истребование от предпринимателей сведений по предмету проверки, фиксирование процесса проверки средствами фото-, аудио- и видеотехники, привлечение, при необходимости, экспертов и назначение экспертизы и др.;

обязанности – разъяснение предпринимателям их прав и обязанностей в письменной форме, непрепятствование функционированию предпринимателей, привлечению ими представителей ТПП для осуществления мониторинга и др.;

8) впервые определяется механизм реализации результатов проверки, предусматривающий в том числе рассмотрение руководителем контролирующего органа материалов и результатов проверки с участием предпринимателя для последующего вынесения им обоснованного решения при несогласии предпринимателя проверкой.

9) устанавливается механизм проведения постпроверочного анализа, предусматривающий выявление на основе информации, полученной по итогам проверок, причин систематических правонарушений, допускаемых предпринимателями, а также разработку предложений по их предупреждению;

10) внедряется механизм оценки эффективности деятельности контролирующих органов:

а) оценка осуществляется уполномоченным органом на основе:

– обоснованности и законности инициируемых проверок;

соблюдения контролирующими органами и их должностными лицами требований законодательства при проведении проверок;

– обоснованности и законности решений контролирующих органов по результатам проверок;

б) не допускается оценка эффективности по количеству правонарушений, принятых мер ответственности и обращенного в доход государства имущества.

Проект подготовлен с учетом передового зарубежного опыта (США, Германия, Япония, Китай, Индия, Чехия, Россия и т.д.) в сфере регулирования госконтроля в деятельности субъектов предпринимательства.

IV. Ожидаемые результаты

Принятие данного Законопроекта обеспечит дальнейшее укрепление правовых механизмов защиты субъектов предпринимательства и ограничит вмешательство в деятельность субъектов предпринимательства со стороны государственных и иных органов.

V. Затраты Государственного бюджета Республики Узбекистан

Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из Государственного бюджета Республики Узбекистан.

Kasimov Dilmurod Sultanmuratovich

Business-ombudsman

Any economic progress depends on the development of private ownership, entrepreneurship and private sector.